«ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ», как метод формирования своего «Я».
Воспитанники Домов ребёнка находятся в «социальной ситуации развития», это связано с депривацией малышей. Которая негативным образом влияет на различные факторы личностного развития, в том числе и на формирование своего «Я». У детей, воспитывающихся без семьи, в закрытых детских учреждениях - низкий уровень инициативности и самостоятельности, они безразличны и пассивны по отношению ко всему окружающему. Значительно позже своих семейных сверстников они начинают реагировать на положительные воздействия взрослого, они не чувствительны к оттенкам отношений взрослого и проявляют своеобразную эмоциональную глухоту. Дети в домах ребёнка слабо различают порицания и поощрения взрослого и почти не реагируют на них. Такая нечувствительность к оценке приводит к существенной задержке в предметных действиях и в развитии речи, поскольку и то и другое связано с ориентацией на взрослого, как на образец и способностью менять свои действия под влиянием его замечаний.
В поисках методов и приёмов нейтрализации отрицательных факторов мы решили включить игру с фотографиями детей. До этого шла подготовительная работа: «Найди себя в зеркале», «Найди свою одежду», «Покажи, где ты спишь» и т. д. - приёмы направленные на формирование личной идентификации. Так мы подошли к методике: «Фотоальбом моей жизни», как метод формирования своего «Я», которая используется нами и для диагностики, и для психолого-педагогической реабилитации.
Для этого необходимо иметь обычный фотоальбом, в котором должны быть фотографии отображающие жизнь малышей в Доме ребёнка: игры, праздники, бытовые ситуации, экскурсии, прогулки и т.д.
Начиная с двух лет, а то и раньше, мы предлагаем ребёнку «почитать» его книжку, т. е. книжку о нём.
Трудно переоценить методику: «ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ» для формирования личности малышей, находящихся в условиях дома ребёнка. Казалось бы, такой пустяковый способ занять ребёнка. Но практика показывает, что при систематическом чтении «книги жизни», у малышей развивается мотивация, служащая основой для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка.
(Использовался материал «Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников домов ребёнка» Худенко Е.Д.)